Первый тур женского чемпионата страны по футболу должен был завершиться в прошедший уик-энд. Но увы… Вместо этого у семикратного чемпиона страны и обладателя Суперкубка нынешнего года “Минска” (успели сыграть) по плану очередной тренировочный день.
Лидер столичного клуба и национальной сборной Анна Козюпа пунктуальна и приходит на встречу ровно в 13.00, как и договаривались. Она словно сошла с рекламного борда, рекомендующего отдавать девочек именно в футбол, хотя ее родители, слышал, были против. Волновались за ноги. Похоже, зря: в минчанке брестского разлива все устроено гармонично. Разве что одета для прохладного дня чересчур легко. Представляю, каково было бы девчатам при нуле на градуснике носиться на синтетике Маяковки в трусах и майках…
— Поначалу, конечно, свежо, но через две минуты согреваешься и потом о холоде уже не думаешь, мысли только об игре. Если честно, очень жалею, что старт сезона перенесли из-за того, что игроки одного клуба контактировали с возможными носителями коронавируса. Сразу скажу: не нашего, мы тренируемся в обычном режиме. Но уж хочется побыстрее начать.
— С другой стороны, резонно было бы поберечься — как делает практически весь футбольный мир.
— Я вообще не боюсь коронавируса.
— Хорошо быть бессмертной.
— Ха! Да, я такая… Из тех, которые готовы играть. И, думаю, наша федерация все делает правильно.
— Слышал, половина футболистов-мужчин за то, чтобы сделать паузу.
— Я хожу на футбол и не боюсь скопления людей. Тем более все проходит на воздухе, а не в закрытом помещении. И, кстати, не вижу ничего плохого, что в разных странах смотрят игры нашего чемпионата. Да и куда им, собственно, деваться? Другого живого футбола больше нет. Двенадцать стран вроде закупили трансляции, да?
— Только деньги за трансляции пока не пришли. Тревожно.
— А мне нет. Деньги-то не мои. Вот если бы я участвовала, тогда другое дело. А так чего? Кому надо, разберутся…
— Давай разберемся с критиками нашего чемпионата из одной страны-соседки.
— Понятно, что у россиян чемпионат посильнее, но у них и денег больше. Любопытно, как они формировали бы команды с нашими бюджетами. Да и то, в некоторых клубах постоянно случаются задержки с зарплатами, иногда по полгода. Легко кого-то учить, когда у тебя все есть, а ты попробуй поставь себя на чужое место. И еще не факт, что сможешь проявить себя в таких условиях.
Про женский футбол тоже говорят, что это порнография. Но мы же не прекращаем играть. Хотя если взять футбол мирового уровня — американок или немок, то и многим мужикам можно поучиться. А почему такой уровень? Много денег и усилий. У нас же наоборот: мы вкладывать не будем, но хотим, чтобы и девушки, и мужчины играли на высоком европейском уровне.
— То есть если вам всем увеличить зарплату в десять раз, то искомый уровень немедленно будет достигнут?
— Дело не в зарплате. Вот я девушка, мне всегда нравился футбол. Но раньше не знала, что им можно заниматься и даже зарабатывать этим на жизнь. Меня отговаривали от тренировок все: и родители, и учителя в школе. Говорили, что футбол денег не принесет, поэтому надо учиться. Но не все ведь такие, как я. Это я могла себе позволить не послушаться, а другие взяли и ушли. И наш футбол, возможно, потерял немало ярких игроков.
В соседней Польше женский футбол намного сильнее — и на клубном уровне, и на уровне сборных. Лучшие девушки играют в “ПСЖ”. Когда я там училась и играла, родители приводили детей в нашу команду. Мол, посмотри, если тебе понравится, будешь здесь тренироваться. Нет — пойдем изучать другие варианты.
Они платят за тренировки. Покупают детям бутсы, ходят на встречи. На играх нашей любительской команды болельщиков было намного больше, чем на матчах лидеров чемпионата Беларуси. Вдобавок наши родители еще боятся, что их дочка станет кривоногой. Моя мама тоже не исключение. Но вроде все нормально, ноги-то у меня ровные. (Улыбается.)
— Следует заметить, что и у нас пошел движ. Минское “Динамо” в этом сезоне собрало женскую команду.
— Не знаю, с чего это вдруг пришла в голову такая идея. Но я слышала, что со следующего года в женской Лиге чемпионов смогут участвовать сразу две команды от Беларуси. Может, разгадка в этом. Ну и, кроме того, есть рекомендация от УЕФА, чтобы все клубы, выступающие в еврокубках, имели в своей структуре и женские команды.
— Тогда количество дамских команд в стране увеличится почти вдвое.
— Не все так просто — нужно ведь еще и игроков набрать. По большому счету, более или менее неплохих у нас хватит только на две команды. Да и то девчонкам все равно надо сыграться и почувствовать друг друга. У нас в “Минске” все гармонично устроено, несколько хороших местных игроков, две украинки, россиянка и несколько африканок. Плюс подтягивается перспективная молодежь.
— Вы выносите всех в чемпионате с разницей в десяток мячей. А вот прикинь, если бы телеправа на наш женский чемпионат кто-нибудь купил. Наслушались бы тогда…
— Надеюсь, все-таки не купят. Ну а если даже и так, то с постсоветского пространства претензий мы точно не имели бы. В прошлом году в группе Лиги чемпионов обыграли 2:0 чемпиона Украины — “Жилстрой-1” из Харькова. С лучшим российским клубом последних лет “Звездой-2005” из Перми всегда играли на равных. Кстати, в чемпионате России свои женские команды есть уже у ЦСКА, “Зенита”, “Локомотива” и “Краснодара”.
А вообще наша команда прибавляет. Новый главный тренер Вячеслав Сергеевич Григоров прививает нам стиль игры, похожий на барселонский. Малеев требовал длинные переводы, а Григоров хочет играть низом, в короткий пас. Нам поначалу тяжело это давалось, но сейчас получается лучше, конечно.
— Каталонки удивятся, когда вас в очередной раз сведет жребий?
— Да сами удивляемся, почему всегда на “Барселону” попадаем. В прошлом году с ней играли в 1/8 финала, а в сезоне-2016/17 — в 1/16 финала. “Барса” — сейчас клуб номер два в мире, в 2019-м в финале Лиги чемпионов она уступила “Лиону”, а в этом сезоне накупила дорогих игроков и стала еще сильнее. Если в 2017-м мы против каталонок неплохо смотрелись, даже шансы какие-то имели, то в прошлом вариантов не было по определению. Мы, безусловно, собирались устроить битву, готовились, но там такой состав…
— Тебя, как брестчанку, уверен, согрело прошлогоднее чемпионство “Динамо” в мужском чемпионате. В этом динамовцы, правда, пока пробуксовывают.
— Разыграются еще, это ж старт сезона. Когда мы начинаем, смотришь со стороны и думаешь: какой кошмар… Этот чемпионат у мужчин вообще непредсказуемый, потому и интересный. За кого болею, кроме “Минска”? Ну понятно, за Брест — за обе команды. Приятно, что мой родной город в “вышке” представляют сразу два коллектива.
— Кто самый крутой игрок для тебя?
— Милевский. У него очень нестандартные решения и приемы. Смотришь, его вроде накрыли — крышка. А он р-р-раз — и вынырнул. Отыгрался, накрутил, пас проникающий отдал. Видно, что игрок европейского класса. Еще этот узбек молодой понравился из “Энергетика” (Джасурбек Яхшибоев). Техничный парень.
— Ютьюб-канал Милевского смотришь?
— Нет, я такое не очень люблю.
— А в заочном баттле Уткина и Соловьева ты за кого?
— В такие споры не вникаю.
— То есть комменты на форуме “Прессбола” при ответе на этот вопрос не привлекают.
— Там политика, а в ней надо очень хорошо разбираться. Но на это, если честно, не очень хочется тратить время. Мы все равно ничего не решаем, и от нас ничего не зависит.
— О чем же вы тогда говорите в раздевалке в лихую годину, которая как раз сейчас и наступила.
— Тема одна — коронавирус и когда начнется чемпионат. Все шуточки о том, кто сегодня кашлянул, кто и где был вчера, кто с наибольшей вероятностью притащит вирус в командную раздевалку. Или, если объявят карантин, как будем тренироваться дома.
— Представь, футбол в стране закрыли. Мол, везде сокращения. В Беларуси денег нет, и УЕФА ничего не присылает. Что делать?
— Хм… Вообще-то я в Варшаве получила соответствующее образование, степень бакалавра и могу работать в гостиничном бизнесе. Но, насколько понимаю, в этом случае отели тоже будут нести убытки и не набирать, а сокращать персонал. Даже не знаю, как быть.
Но давайте будем оптимистами. Уверена, пик заболеваний скоро пройдет, и человечество все-таки придумает лекарство от COVID-19. Но то, что происходит в мире, конечно, шокирует. Многие напуганы до такой степени, что боятся выйти из дома. У нас еще нормально, но я общаюсь с польками и знаю, какие настроения у них в стране. Университеты закрыты, команды распущены, и в магазин пускают по пять человек — в перчатках. Да и по улицам ходить нельзя. Вот такой жуткий мини-апокалипсис.
— Чем же тогда заниматься?
— Больше стала читать. Если конкретно, взялась за “Две жизни” Конкордии Антаровой. Мне ее многие рекомендовали, и я наконец добралась. Не разочарована. Книга, которую надо читать не спеша, она реально меняет сознание.
Хотя всегда знала, что людей надо любить и помогать им при первой возможности. Ну и не только людям, обездоленным животным, например, тоже. Мы в Бресте взяли бездомную котяшку домой. Папа принес. Мама вначале была против: мол, подерет все обои и шторы. А сейчас жить без нее не может, для нее она лучшая кошечка в мире.
— Теперь вопрос практичный. В каком возрасте лучше всего отдавать девочек в футбол?
— Хм, и не скажу. Определенно ситуация с женским футболом у нас улучшается. В 16-17 лет у меня не было таких условий, какие у девчонок есть сегодня. Тем, кто только начинает свой путь в футболе, в этом плане очень повезло, им остается лишь позавидовать. И если есть талант, то можно рассчитывать на хорошую карьеру и неплохие деньги.
— Даже жаль, что тебе уже 25?
— Ну как сказать… С одной стороны, вижу, каким перспективным направлением может стать женский футбол в условиях пока еще не самой большой конкуренции в мире. А с другой — мы торим путь белорусам в еврокубках. В прошлом сезоне вышли в 1/8 финала Лиги чемпионов — это можно назвать историческим достижением, пока отечественные клубы так далеко еще не забирались.
— И получили там 1:8 по сумме двух матчей с “Барсой”. У кого-то из наших игроков есть хотя бы потенциальные шансы пробиться в состав каталонского суперклуба?
— Шансы есть всегда, Глеб же как-то туда попал… И я уверена, что рано или поздно такая же звезда появится и в белорусском женском футболе. Возможно, она уже есть и ей надо только раскрыться. Проблема даже не в классе игрока, на самом деле у нас есть девчонки, которые могли бы играть в очень хороших европейских клубах. Беда в том, что белорусский чемпионат никому не интересен. У нас даже агентов нет, которые могли бы вести футболисток. Возьмем, например, полек. Они часто проводят спарринги с немками, их легко заметить. Оба-на — и человек уже играет в немецком чемпионате.
А что такое Беларусь? Я была в Америке. “Ты откуда?” — “Из Беларуси”. — “О, а где это?” — “Возле Польши”. — “Ааа…” Ну сейчас-то, надеюсь, получше наш чемпионат узнают, когда только мы в Европе и играем. Кстати, уверена, что некоторых молодых и перспективных игроков уже взяли на карандаш агенты и скауты. Просто потому, что нынче у них есть возможность ближе познакомиться с нашим чемпионатом.
— Если женский чемпионат все-таки стартует, кто будет вашим основным соперником?
— Всегда была “Зорка”-БДУ, в Гродно неплохая команда. Ну и минское “Динамо”. В прошлом году они громко о себе заявили, переманив нескольких игроков из нашей команды. Плюс пригласили нескольких легионерок. Думаю, соберут хороший коллектив.
— Если переманили, значит, выдвинули более интересные условия. Что же ты не перешла?
— Да, деньги действительно предлагали неплохие… Но я как-то уже уходила из “Минска”. И только тогда поняла, как хорошо мне было в этой команде. Когда тебя все устраивает, смысл что-то менять? Мне нравится команда, комфортно с тренером. Именно он перевел меня в опорную зону и терпеливо объяснял свое видение игры на этой позиции. Грамотный и амбициозный специалист.
— Умеешь красиво сказать. А если в Бресте создадут женскую команду, тогда как?
— Кстати, слухи об этом будоражили всех еще в прошлом сезоне. Не знаю, почему Брест в итоге не стал развивать тему. Однако вопрос провокационный. В моей душе сегодня “Минск” — и клуб, и город. А в сердце, конечно, родной Брест. Самый солнечный город страны. В нем всегда тепло. Даже сейчас…
По материалам газеты «Прессбол».